Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

«Жизнь рабочего завода Рязсельмаш товарища Трушкина. Живописные 50-е»

«Жизнь рабочего завода Рязсельмаш товарища Трушкина. Живописные 50-е»

Музейный лекторий на ул. Соборной приглашает на цикл лекций «Немые свидетели».

5 июня в 18.30 в Музейном центре на ул. Соборной состоится встреча с заведующей сектором хранения и изучения вещественных памятников РИАМЗ Мариной Александровной Котовой.

Лекция посвящена социалистическому реализму - главному художественному методу в искусстве XX века. Слушатели смогут на примере произведений живописи, в том числе и из коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, проследить эволюцию принципов и задач соцреализма на протяжении нескольких десятилетий прошлого столетия.

Особый акцент в рассказе будет сделан на произведение рязанского художника Ивана Лисакова, прекрасно иллюстрирующее общие тенденции развития живописи 1950-х годов прошлого столетия.

Стоимость – 250 р.

ОТКРЫТА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОДАЖА В КАССЕ И НА САЙТЕ МУЗЕЯ


Развернуть новость

Кремли России – взгляд художника

Кремли России – взгляд художника

В Зачатской башне Нижегородского кремля открылась выставка, которая объединила более 70 произведений живописи и графики, посвященных уникальным памятникам фортификационной архитектуры.

Выставочный проект раскрывает интересные аспекты истории крепостей, изменения их внешнего облика, архитектурные детали и особенности рельефа.

В состав выставки вошли шедевры из музея-заповедника «Александровская слобода», Зарайского, Коломенского и Казанского кремлей, Астраханского, Верхотурского, Новгородского, Псковского, Ростово-Ярославского, Смоленского, Тобольского, Рязанского, Угличского музеев-заповедников, Национального музея Республики Татарстан, Тульского музейного объединения и Музея Москвы.

Рязанский кремль представлен тремя работами.

На картине «Вид Рязанского кремля» талантливого художника–самоучки Михаила Бровкина открывается панорама Рязанского кремля со стороны реки Трубеж. На высоком холме возвышается Успенский собор и Соборная колокольня, слева от Успенского – Христорождественский собор, служивший усыпальницей рязанских князей. Здесь же художник изобразил Дворец Олега и церковь Святого Духа с колокольней, что позволяет датировать акварель временем после 1864 г. С правой стороны листа – изображение Глебовского моста и  церкви Ильи Пророка.

На картине «Вид Рязанского кремля» (2005-2006 гг.) художника Виктора Минкина кремль предстает перед нами не с парадной стороны, как привычно изображают его на рекламных туристических проспектах, а со стороны оборонительного вала, жилой деревянной застройкой у его подножья и Спасо-Преображенского монастыря. Хорошо видны Богоявленская церковь, Спасо-Преображенский собор, Гостиница знати и монастырская ограда. На первом плане изображение деревянного домика. Этот композиционный прием выбран художником, чтобы подчеркнуть величественность русской архитектуры.

«Рязанский кремль» (2005 г.) работы Анатолия Титова – это современный живописный вид на Рязанский кремль, открывающийся с верхней набережной реки Трубеж. Две главные доминанты архитектурного ансамбля – Успенский собор и Соборная колокольня составляют композиционную основу изображения и величественно смотрятся на высоком холме на фоне яркого голубого неба и плотных кучевых облаков. Слева от Успенского  –Христорождественский собор, часть Архангельского. Справа от колокольни – Глебовский мост, соединяющий территорию Соборного парка с кремлем. На втором плане Богоявленская церковь Спасо-Преображенского монастыря и монастырская ограда. Плотная живопись и лаконичный художественный язык помогли художнику добиться простоты и точности в передаче эмоционального восприятия этого архитектурного пейзажа.

Увидеть интересные аспекты истории крепостей, изменения их внешнего облика, архитектурные детали и особенности рельефа можно на выставочном проекте в Нижегородском музее-заповеднике до 5 ноября 2024 г.


Развернуть новость

«По платью видно, кто идет»

«По платью видно, кто идет»

6 июня в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открывается выставка из Псковского музея-заповедника.

В Печорском районе Псковской области и на юге Эстонии расположена Сетомаа – земля сето – культурно-исторический ареал традиционного проживания этого народа. Немногочисленный народ, с древности живущий на северо-западе Псковского края, сохранил свой язык, традиционный костюм, песенную традицию. 25 июня 2010 года сету (сето) официально признаны коренным малочисленным народом России.

Псковский музей обладает коллекцией предметов, связанных с культурой сето. Ее характеризует обилие металлических, преимущественно серебряных украшений. На выставке будет представлена псковская коллекция украшений и предметы одежды. «Серебряный убор» сетосской женщины может включать 20–22 предмета, которые достигают в общей сложности 2–3 килограмма веса. Серебряные украшения считались оберегом, звон серебра должен отпугивать злые силы. О женщинах сето, как обо всех женщинах финно-угорского происхождения, говорят, что «ее сначала слышно, а потом видно».

Выставка сопровождается акварелями псковички Анны Петровны Калашниковой-Роот (1885-1960(?), которая в своем творчестве много внимания уделяла изображению своеобразного яркого костюма сето и традиционных украшений. Сето (се́ту) – малочисленная финно-угорская этническая группа. На территории рязанского края проживает немало потомков финно-угров. Влияние культуры общих предков ярко отразилось в народном костюме рязанской мордвы и подтверждается археологическими находками рязано-окских могильников из собрания РИАМЗ. Данные предметы позволят проследить общность и различие в развитие этнических групп, имеющих общий корень.

Открытие выставки состоится 6 июня в 16.00 во Дворце Олега Рязанского кремля (3 этаж).

ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

31 мая Музейный центр на Соборной по техническим причинам работает до 17.00 (касса до 16.15).


Развернуть новость

Семинар «ИСТОРИОГРАФ» уходит на летние каникулы

Семинар «ИСТОРИОГРАФ» уходит на летние каникулы

30 мая 2024 г. состоялось заключительное в этом сезоне заседание семинара молодых исследователей. На нем были подведены итоги полугодовой работы.

В качестве основного докладчика выступила профессор, д.и.н. Алла Александровна Севастьянова. В ее выступлении поднимались вопросы о сути исторического познания, исканиях историка-исследователя, о дальнейшей работе «ИСТОРИОГРАФА». По завершении доклада участники семинара обсудили достигнутые результаты, поделились впечатлениями, были выдвинуты предложения по организации дальнейшей работы на будущих встречах.

Семинар «ИСТОРИОГРАФ» возобновит свою работу в сентябре 2024 г.


Развернуть новость