Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

ВЕЧЕР В МУЗЕЕ

ВЕЧЕР В МУЗЕЕ

3 июля с 18:00 до 21:00 приглашаем рязанцев и гостей нашего города провести «Вечер в музее».

ПРОГРАММА

Музейный центр на Соборной. «Вечер в ритме советской мечты»

  • 18:30. Концерт ансамбля народной музыки «Ока» 

Лирические композиции и зажигательные ритмы в исполнении артистов Рязанской филармонии. Художественный руководитель — Сергей Ваньков. Солистки — Евгения Валикова и Татьяна Тураева, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

  • 18:15, 19:00, 19:30, 20:00. Экскурсии по выставке «Александр Дейнека. Певец новой жизни»

Его работы  не просто картины, а отпечаток целой эпохи: мощные фигуры рабочих, стремительные спортсмены, теплые сцены из повседневной жизни. Наши экскурсоводы помогут рассмотреть важные детали образов и расскажут историю создания знаковых работ.

Советская мечта оживет в музыке и красках  приходите за впечатлениями!

Музейный центр Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (Соборная, 22)

Специальный билет – 700 рублей

Купить билет

Важно: после 18:00 открыта только выставка Александра Дейнеки.

 

Дворец Олега (Рязанский кремль)

  • 18:15, 18:45, 19:15, 19:45, 20:15. Экскурсии по экспозиции «От Руси к России» (с показом диорамы)

Последний шанс увидеть легендарную экспозицию, ставшую одним из символов музея, а, возможно, и всего города – с 3 июля залы будут закрыты.

Стоимость – 400 рублей с человека

Купить билет

  •  18:30, 19:30, 20:00. Экскурсии по территории Рязанского кремля

Памятники архитектуры XV–XIX веков в закатных красках особенно хороши. А наши гиды расскажут об интересных деталях и помогут расставить важные акценты.

Стоимость – 250 рублей с человека

Место сбора — касса во Дворце Олега (Кремль, 15)

 Купить билет

 

Музейный центр имени А.И. Солженицына (Николодворянская, 24/42)

  •  19:00. Концерт «Золотая гитара России»

Исполнитель — Вадим Чебанов

Информация и покупка билетов

 

Выбирайте свою площадку! Билеты лучше купить заранее — количество мест ограничено.

Откройте музей с другой стороны — вечером, под живую музыку и увлекательные истории!


Развернуть новость

День дружбы и единения славян

День дружбы и единения славян

25 июня отмечается праздник – День дружбы и единения славян. Он появился в 90-х годах ХХ века после распада СССР, когда образовалось много независимых славянских государств и возникла необходимость налаживания дружественных отношений в новых условиях.

День дружбы и единения славян был создан с целью сохранения национальных традиций и как напоминание об исторических корнях, стремлении сохранить многовековую связь друг с другом братских славянских народов.

В течение многих лет город Рязань обрастал дружественными связями со многими зарубежными городами. В знак дружбы в центре пешеходной улицы Почтовой в 2011 году был установлен «Столб Дружбы» с указателями направлений на города-побратимы и города-партнеры. Среди них один из старейших городов братской славянской Болгарии – Ловеч.

Соглашение о сотрудничестве между Рязанью и Ловечем было подписано в 1964 году. Оно устанавливало обмен делегациями, проведение совместных мероприятий, сотрудничество между образовательными и медицинскими учреждениями, а также культурный обмен между театрами и музеями. На протяжении многих лет рязанские и болгарские деятели культуры – музыканты, художники и актеры ездили друг к другу в гости. Профсоюзы устраивали обмен детскими группами для отдыха в пионерских лагерях.

В коллекции РИАМЗ хранится немало фотодокументов, свидетельствующих об этом. Фотография болгарских детей, отдыхающих в пионерском лагере «Сатурн» в поселке Солотча Рязанского района. Довольно часто болгарские делегации являлись также гостями нашего музея-заповедника. В фондах музея сохранились фотографии, рассказывающие о посещении ими экспозиций и обмене выставками двух славянских городов-побратимов. Все снимки сделаны штатным фотографом музея Юрием Семёновичем Назаровым.

Материал подготовила научный сотрудник культурно-образовательного отдела РИАМЗ С.А. Новоалександрова

Список фотографий:

  • Болгарские дети в пионерском лагере «Сатурн». 1979 г.

  • Болгарская делегация в экспозиции Рязанского музея-заповедника. Экскурсию ведет заместитель директора по науке Т.В. Ерошина. 1978 г. 

  • Болгарская делегация в экспозиционном зале Рязанского музея-заповедника, посвященном Великой Отечественной войне. 1978 г.

  • Болгарская делегация на открытии выставки «Художественного ремесла Болгарской народной республики Ловеческого округа» в Рязанском музее-заповеднике. Выставку открывает председатель Рязанского горисполкома Н.Н. Чумакова. 1978 г.


Развернуть новость

Концерт «Золотая гитара России»

Концерт «Золотая гитара России»

3 июля в 19:00 в Музейном центре им. А.И. Солженицына выступит Вадим Чебанов — лауреат международных конкурсов, обладатель самой престижной мировой музыкальной премии «Global Music Awards», участник музыкальных фестивалей по всему миру.

Вадим Чебанов — универсальный исполнитель. Ему покоряются самые разные направления: классика, джаз, популярная музыка, народная русская, цыганская, испанская, бразильская.

Программа концерта «Золотая гитара России»

1 отделение
Л. Леньяни: Фантазия 
И. Альбенис: Гранада, Астурия
Р. Сайнс де ла Маса: Ронденья, Сапатеадо
Х. Малатс: Испанская серенада
Э.Санлукар: Панадерос
Г. Айала: 2 пьесы из американской сюиты: Гуарана, Маламбо
П. Гутиеррез: Душа равнин
 
2 отделение
Ф. Барриос: Вальсы №3 и №4
Ж. Монтанья: Порро из Колумбийской сюиты
А. Невес: Мафуа  
С. Орехов: Тройка
С. Орехов: Ночь светла
С. Орехов: Мардяндя
К. Боннет: Вальс отъезд
В. Чебанов: Вечер в Рио
В. Чебанов: Предчувствие осени
В. Чебанов: Дон Хуан едет с мельницы
В. Чебанов: Тарантелла
 
* Программа концерта может быть немного сокращена до 1 часа 30 минут
 
Билеты продаются на сайте. Стоимость от 1 000 рублей.

Развернуть новость

Приглашаем на экскурсии по Введенскому раскопу

Приглашаем на экскурсии по Введенскому раскопу

Новый археологический сезон только стартовал, а ученые уже нашли первую интересную вещь — шахматную фигурку XIV–XV веков.

Эта реликвия — лишь одно из многих сокровищ, которые хранят культурные слои Переяславля Рязанского. Приходите на экскурсии, чтобы увидеть, как ведутся раскопки, пообщаться с археологами и узнать тонкости их работы. Возможно, именно вам посчастливится стать свидетелем нового открытия!

Эта реликвия — лишь одно из многих сокровищ, которые хранят культурные слои Переяславля Рязанского. Приходите на экскурсии, чтобы увидеть, как ведутся раскопки, пообщаться с археологами и узнать тонкости их работы. Возможно, именно вам посчастливится стать свидетелем нового открытия!

Вторник–суббота
12:00 и 13:00
Стоимость – 250 ₽ с человека.
Билеты продаются в кассе Дворца Олега (Рязанский Кремль, 15) или по ссылке.

Дополнительные вопросы можно задать по телефону: +7 (4912) 21-59-40


Развернуть новость

23 июня – 165 лет со дня начала строительства Московско-Рязанской железной дороги

23 июня – 165 лет со дня начала строительства Московско-Рязанской железной дороги

Еще в начале 1860-х гг. пассажирские и товарные перевозки в России осуществлялись в основном по грунтовым и шоссейным дорогам, которые в дождливую погоду приходили в негодность из-за того, что их размывало. Водные же пути можно было использовать для перевозок только в теплое время года. Экономическое развитие страны требовало новых путей сообщения, которые бы в меньшей степени зависели от погодных условий.

В 1860-х гг. с ускорением темпов развития пореформенной России начинается бум железнодорожного строительства. Именно в это время были построены железнодорожные пути, связавшие Москву с такими городами как Нижний Новгород, Рязань, Курск, Ярославль, Брест.

Строительство железных дорог представляло громадный интерес для владельцев частных капиталов. В 1859 г. было создано Общество Московско-Саратовской железной дороги, куда вошли генерал-адъютанты Н.Н. Анненков и С.А. Юрьевич, гофмейстер А.И. Сабуров, генерал-майор М.Ю. Поливанов, крупные русские, а также немецкие и бельгийские торговцы, промышленники и чиновники, в том числе вице-президент совета бельгийских железных дорог, почт и телеграфов Флорентин-Ксавье Брауер-де-Гогендорп (фр. Florentin Xavier de Brouwer de Hogendorp). Проектируемая железная дорога от Москвы через Рязань и Моршанск на Саратов должна была связать столичные города с хлебородными районами Поволжья и соединиться с Николаевской (Петербурго-Московской) железной дорогой.

23 июня (11 июня ст. ст.)1860 г. началось строительство первого участка железной дороги от Москвы до Коломны. Велось оно под управлением бельгийского инженера Жаклин, который прежде руководил работами по сооружению Московско-Нижегородской железной дороги. Половину инженеров на участках Московско-Нижегородской железной дороги составляли французы и бельгийцы, а Московско-Рязанскую железную дорогу, хотя и по иностранному проекту, строили уже русские военные инженеры. Интересно, что в Бельгии для поездов используется левостороннее движение, вот и участок железной дороги от Казанского вокзала Москвы до Рязани 1 – единственный в России, который так и работает по сию пору в левостороннем режиме.

В 1861 г. Жаклина на посту главного инженера сменил инженер корпуса путей сообщения, подполковник Владислав Францевич Бергель. В прессе отъезд иностранного специалиста объясняли по-разному. Упоминались и желание Общества Саратовской дороги сократить расходы, и технические промахи в расчетах бельгийца, приведшие к дополнительным издержкам при сооружении железной дороги, и возможное недовольство Жаклина жалованьем: как главный инженер, на котором лежала громадная ответственность, он получал семь тысяч рублей – сумму которую журналисты считали «порядочной, но не избыточной». А вот жалованье главного секретаря общества, Павла Григорьевича фон Дервиза, находили «громадным». Оно составляло восемь тысяч рублей, и считалось сильно завышенным. Карьера фон Дервиза как раз и началась со строительства Московско-Рязанской железной дороги. Очень быстро скромный сенатский чиновник, ведавший поставками провианта во время Крымской войны 1853–1856 гг., превратится в железнодорожного магната. Но, с другой стороны, именно благодаря Павлу фон Дервизу, его энергии и таланту привлекать людей и капиталы в дело, железная дорога до Рязани все-таки была построена.

Длина первого участка пути от Москвы до Коломны составляла 117,2 версты. Железная дорога была проложена в один путь, но земляное полотно и каменные части мостов были устроены с расчетом под строительство второго пути. Движение по участку Москва – Коломна было открыто 20 июля (ст.ст.) 1862 г.

Вместе с тем финансовые дела Общества Московско-Саратовской железной дороги были из рук вон плохи, денег на постройку второго участка дороги от Коломны до Рязани и закупку подвижного состава не было. Однако Павел фон Дервиз сумел привлечь частные немецкие капиталы. Первоначальные планы изменились: было решено ограничить устройство железной дороги участком до Рязани. Общество Московско-Саратовской железной дороги в 1863 г. ликвидировали, на смену ему в том же году было создано Общество Московско-Рязанской железной дороги, председателем которого стал фон Дервиз.

Второй участок Московско-Рязанской железной дороги, от Коломны до Рязани, был выстроен за год. 26 июля 1863 г. состоялось освящение работ, что можно принять за дату начала строительства. Работами руководил главный инженер, капитан путей сообщения Данилов. Подряд на строительство этого участка правление Общества отдало фирме Дурова, но на деле работы осуществлял выступавший в качестве субподрядчика Карл Фёдорович фон Мекк, талантливый инженер и предприниматель, в дальнейшем – непременный партнер Павла Григорьевича фон Дервиза в деле строительства железных дорог. Фон Мекк взял подряды на проведение земляных работ, постройку полотна и всех искусственных сооружений Московско-Рязанской дороги.

В Рязани станция была устроена в пригородной Троицкой слободе, т.к. городская территория к тому времени была полностью застроена. 23 июля 1864 г. туда прибыл первый поезд из Коломны, на котором приехал председатель правления общества П.Г. фон Дервиз, а также несколько акционеров и лиц, участвовавших в постройке этого участка дороги. Их хлебом-солью встречали крестьяне Троицкой слободы, дивившиеся первому локомотиву в городе. А после торжественного обеда, который был накрыт в залах «пассажирского здания», гости в восемь часов вечера на том же поезде отправились обратно.

Регулярное движение на участке от Коломны до Рязани открылось 26 августа 1864 г. В Коломне оно начиналось с противоположного берега Оки. Пассажиры переходили туда по временному мосту, а вагоны, каждый отдельно, по тому же мосту переправляли при помощи конной тяги. Когда весь поезд собирался на противоположном берегу, к нему подцепляли другой паровоз, который тащил состав уже до самой Рязани. Из-за этой задержки путь от Рязани до Москвы занимал 8 часов 40 минут.

Поначалу поезд из Рязани в Москву отправлялся единственный раз в сутки, в 12 часов дня.

В 1865 г. был построен мост через Оку, и началось «правильное» движение по всей дороге. Московско-Рязанская железная дорога стала одной из важнейших торговых артерий страны. По ней осуществлялись крупнейшие перевозки сельскохозяйственной и строительной продукции: ржи, пшеницы, овса, льна, пеньки, чугуна и леса. Очень активным на этом направлении было пассажирское движение. Помимо конечных имелось 13 станций, такие как Люберцы, Раменское, Коломна, Луховицы, Рыбное и др.

В крупных населенных пунктах были выстроены вокзалы. Первым построили Рязанский вокзал в Москве, в 1862 г. Здесь размещалось и правление Московско-Рязанской железной дороги. В 1895 г. железная дорога из Рязани была продлена до Казани, в связи с чем Рязанский вокзал в Москве был переименован в Казанский.

В Рязани внушительных размеров здание вокзала построили в 1867–1869 гг. Позднее оно было значительно расширено. Как выглядел вокзал в начале прошлого столетия, можно увидеть на открытках и фотографиях из фондов РИАМЗ.

Сегодня станция Рязань 1 сохраняет важное значение как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.

Материал подготовлен научным сотрудником ЦНИ А.А. Володиной

Список фотографий:

  • Открытка «Москва. Рязанский вокзал». 1900-е гг. РИАМЗ
  • Вид на вокзал Рязань Московско-Казанской железной дороги. Начало 1900-х гг. РИАМЗ
  • Открытка «Рязань. Рязанский вокзал Московско-Казанской железной дороги». 1904 г. РИАМЗ

Развернуть новость