Реставрационный сезон 2006 в Кремле в разгаре — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Реставрационный сезон 2006 в Кремле в разгаре

Работы идут в Успенском соборе, во Дворце Олега, восстанавливается Глебовский мост, Христорождественский собор. Все работы по восстановлению памятников архитектуры ведутся под контролем федерального архитектора по Рязанской области Е.Г. Одинец.

Христорождественский собор


Христорождественский собор – самый древний храм на территории Кремля. И хотя он и выглядит как памятник архитектуры XIX века, основан был в конце XIV –начале XV столетия при великих князьях Рязанских – Олеге Ивановиче или его сыне Федоре Олеговиче. За семь веков существования собор перестраивался восемь раз. Последние перестройки 1753 и 1826 годов безвозвратно изменили его средневековый облик.

Сотрудниками Центральных научно-реставрационных проектных мастерских МК РФ (Москва) проведены исследования и разработан проект реставрации собора. В результате обнаружены и укреплены древние фундаменты, на северном фасаде восстановлено окно XVI века. В верхней части собора проведены химические анализы деревянных конструкций и на их основе ведутся восстановительные работы. Уже снята старая штукатурка, заменяются древние дранка и доски деревянных элементов восьмерика. Планируется поменять металлические оконные переплеты.

С 1929 по 2002 годы в здании находился Государственный архив Рязанской области, в это время на фасадах здания проводились лишь косметические ремонты, но планомерных реставрационных работ не было. После вывода архива из Христорождественского собора, храм был переведен в совместное пользование Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Рязанской епархии. Согласно договору музей-заповедник отвечает за внешний вид собора, восстановлением интерьера занимается Рязанская епархия

В алтарной части ведется расчистка побелки, которой были покрыты росписи интерьера храма. Роспись собора была выполнена в XIX столетии художником-иконописцем Н.В. Шумовым и позже поновлена его учениками.


Дворец Олега

Дворец Олега – самый выдающийся памятник гражданской архитектуры XVII века Рязанского кремля. За три с половиной века существования сооружение часто перестраивали, приспосабливая его под свои требования, вкусы, нужды. Здание начинало выглядеть более современно, но его первоначальный облик терялся.

Реставраторы восстанавливают первоначальный вид здания. Были раскрыты и восстановлены окна XVII века, воссоздан портал второго этажа и ведется восстановление парадного древнерусского крыльца. В XVII веке крыльцо было высоким, стояло на четырех столбах и доходило до третьего этажа. После обязательных исследований и утверждения проектов реставрации, были укреплены сохранившиеся родные фундаменты крыльца и «усилены» новым известняковым камнем. На них восстановлены цокольные части двух внешних столбов и ведется работа по воссозданию цокольной части третьего и четвертого столбов. Работы будут проходить до окончания строительного сезона. Завершение реставрации парадного крыльца Дворца Олега планируется в 2008 году.


Глебовский мост

Летом 2006 года были продолжены реставрационные работы по восстановлению Кремлевского моста. Предыдущий реставрационный сезон все работы по мосту, казалось, завершил: были отреставрированы фундаменты, укреплены внутренние конструкции, пролечены и восстановлены стены, а сам мост выложен гранитной брусчаткой. Но при уборке реставрационных лесов была обнаружена фигурная деталь стены древнего парапета Глебовского моста. Эта находка подсказала архитекторам, каким видели мост жители Переяславля в XVIII столетии. После проведения дополнительных исследований было принято решение о воссоздании верхней части парапета и … вновь закипела работа по возвращению Кремлевскому мосту первоначального облика.


Успенский собор

В Успенском соборе Рязанского кремля реставрационные работы ведутся в интерьере. Их главная цель – сохранение уникального произведения ансамблевого творчества иконописцев, резчиков и мастеров золотых дел Оружейной палаты.

В строгом соответствии с перспективным планом сохранения памятника, утвержденным методическим советом Министерства культуры РФ, летом 2006 года продолжены работы по укреплению деревянной основы и резьбы иконостаса и красочного слоя живописи икон, дезинфекция и консервация.

Дезинфекция и консервация двадцати икон второго, «Праздничного», яруса иконостаса проводятся в лаборатории фондов музея-заповедника. В соборе, с южной стороны, расположилась временная реставрационная мастерская. Над иконами из первого, «Местного», яруса – «Воскресение Христово» и храмовой – «Успение Пресвятой Богородицы» трудятся реставраторы из Межобластного научно-реставрационного художественного управления (Москва). В иконах уже укреплены основа и левкас, в местах утрат проводятся тонировки. Здесь же, в «мастерской» находится северная дверь иконостаса, на ней изображен св. Ангел-хранитель. Это изображение нуждается в срочной реставрации. Научная и художественная реставрация необходима также большей части икон иконостаса.

Архивные документы о постоянных починках, ремонтах, написании новых икон, а также современные реставрационные исследования характера трещин в разных частях икон, реставрационных вставок, загрязнений, записей масляной краской и многое другое свидетельствует о том, что иконы почти сразу после завершения иконостаса в 1702 году были подвержены биопоражениям. В ходе реставраций последнего времени не раз делались предположения, что иконы писались на досках из непросохшей древесины, в результате, сегодня живопись икон и деревянная резьба древнего иконостаса требуют постоянного наблюдения и проведения реставрационно-профилактических работ.

Вернуться к списку новостей